МБОУ СОШ №2

имени Адмирала Ушакова
город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ругать бессмысленно: о подростках.

Сегодня без знаний о функционировании и особенностях развития мозга в различные возрастные периоды невозможно воспитать здорового, гармонично развивающегося ребенка. Подростковый возраст, считается самым сложным. Есть ряд особенностей деятельности мозговых структур у детей в этом возрасте.

Во-первых, это относительная слабость или более низкая активность лобных отделов коры, регулирующих произвольную деятельность. Это превалирование “надо” над “хочу”. На первый план у подростков выходит-“ХОЧУ”, потому что, “НАДО”, с трудом осуществляется. «НАДО» будет работать в случае, если это ИНТЕРЕСНО. То, что привлекательно и то, что дает позитивный результат, и имеет положительное подкрепление. Если есть положительное подкрепление, взрослые говорят, “да, наизнанку вывернется, чтобы что-то сделать”.

Значит, задача взрослых найти то, что дает результат, и тогда дополнительно включается “повышенная реактивность системы награды на положительное подкрепление”.

Что это такое?

В мозгу есть специальная система, которая, как бы, стимулирует деятельность. Подросток не реагирует на негативное подкрепление. Часто взрослые говорят, “говорю, говорю, словно не слышит”. Не слышит. Мозг это блокирует. Поэтому, говорите, сколько угодно, это туда, в космос, но космос иногда откликается и, может быть, это тоже не бесполезно.

Что еще очень важно знать?

Для того, чтобы ребенок что-то сделал, ему нужно получить сиюминутный результат. Почему, к примеру, так привлекательны компьютерные игры? Они дают результат. Вот, почему возникает такая сильная компьютерная зависимость. В игре ребенок может сам сформулировать себе задачу, достигнуть ее решения, перейти на следующий уровень и себя наградить.

Наши подростки редко получают награду. Их больше ругают, ими больше недовольны, чем они получают позитивное подкрепление. А мозг на это не реагирует.

И, опять пролонгированные вещи – будешь плохо учиться, не поступишь в институт, станешь дворником – и никакого эффекта. Ну, хорошо, дворником. Потому что это не значимо. Значимо- положительное подкрепление. Найти вариант деятельности, которая дает ребенку положительное подкрепление, это главная задача всех специалистов и родителей, работающих с подростками.

Е.В. Рашевич, психолог МБОУ СОШ №2.

Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор